Комиссия

по развитию экономики, предпринимательства и инноваций

Общественной палаты

Ростовской области

тел. (863) 299-41-63 факс: (863) 299-49-65
19 октября 2017г.
Проект
Решение
III Гражданского Форума Ростовской области
Диалог общества, бизнеса и власти – важнейшее конкурентное преимущество Ростовской области. Слово майдан (مییدان] meydan]) – это не форма общественного диалога, а площадь, на которой формой политического диалога является казачий круг. Гражданский форум Ростовской области сохраняет эти исторические традиции.
Роль общественного диалога возрастает в современной экономике трансформаций – постоянных изменений в условиях непрерывных кризисов. В Ростовской области в рамках диалога решается большая часть вопросов, но появляются новые вызовы, которые требуют повышения эффективности и поиска новых форматов взаимодействия общества, бизнеса и власти.
  1. По результатам обсуждений с участием общественных советов, специалистов, руководителей министерств и ведомств Комиссии Общественной палаты Ростовской области направляют предложения и рекомендации в адрес Губернатора Ростовской области и Председателя Законодательного собрания Ростовской области. Многие вопросы решаются уже по итогам обсуждения на заседаниях Комиссии, но Управлению социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области необходимо вести систематический учет и мониторинг исполнения решений и рекомендаций Комиссии Общественной палаты. Обобщение этой информации позволит повысить эффективность работы как подразделений Правительства Ростовской области, так и Общественной палаты, общественных советов.
  2. Губернатор Ростовской области неоднократно поддерживал предложения о том, чтобы министерства и ведомства отчитывались не только об использовании бюджетных средств, но и внебюджетных источниках в курируемых отраслях. Однако министерства и ведомства предпочитают ограничивать свои отчеты только детальными рассказами об исполнении бюджетной составляющей. Так, например, в подпрограмме «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» внебюджетные источники финансирования на 2016 год составляют 150 357 778,0 тыс. рублей – 99,7% всего объема финансирования подпрограммы, доля бюджетных средств, направленных на развитие малого бизнеса – менее 0,3%. Однако в отчете за 2016 год 99% всего текста посвящено исполнению бюджетных расходов, и лишь раз упоминаются банки, которые выдали 4 800 малым предприятиям Дона кредитов на 87 млрд рублей, в то время как бюджетной поддержкой воспользовались только 148 предприятий, получившие 126 млн рублей из бюджета. Причем по данным Ростовского отделения Банка России всего за 2016 года субъектам малого и среднего предпринимательства банка выдано кредитов на 183 млрд рублей.
  3. Аналогичная ситуация складывается по финансированию социально ориентированных НКО. В 2016 году НКО области получили грантов на 16 млн рублей. Анкетирование предприятий показало, что предприятия области направляют на поддержку образования, науки, культуры, искусства, спорта до 3% своей выручки, то есть около 9 млрд рублей, если учесть расходы на подготовку кадров, обучение персонала, охрану природы, то социальные расходы донского бизнеса составили в 2016 году 30 млрд рублей, а с учетом заработной платы работникам – 500 млрд рублей. Но эти суммы не фигурируют в отчетах Правительства Ростовской области, что деформирует общественное сознание о социальной роли бизнеса на Дону, снижает стимулы к участию предприятий в решении социальных проблем, дезориентирует деятельность социально ориентированных НКО.
  4. В результате совместных дискуссий, проведенных Общественной палатой с участием общественных организаций, органов власти и местного самоуправления в Ростовской области удалось найти понимание роли социального предпринимательства, соответствующее мировым стандартам. Социальное предпринимательство: 1) решает общую проблему, 2) на основе новых технологий, допускающих масштабирование (программа должна работать в отсутствии разработчика), 3) обеспечивает самоокупаемость и финансовую устойчивость (в отличие от социального побирательства), 4) эффективно управляет рисками (добро должно быть с кулаками). В результате создан и успешно работает Ресурсный центр социального предпринимательства (http://rc-sr.ru/o-tsentre/o-resursnom-tsentre), который ежегодно издает Каталог социальных проектов Ростовской области. Журнал «Эксперт-Юг» проводит ежегодный конкурс социальных проектов Юга России. Общественная палата Ростовской области, Союз журналистов России и банк «Центр-инвест» проводит ежегодный конкурс журналистов на премию имени профессора В.В. Смирнова среди журналистов на лучшую публикацию о социальном предпринимательстве (https://dobro.centrinvest.ru). В 2016 году лауреатами премии стали 8 журналистов. Всего на конкурс было подано 122 работы из 9 регионов России. Призовой фонд конкурса 500 000 рублей.
  5. В результате регулярных, порою очень жарких дискуссий Общественной палаты, Союза работодателей Ростовской области, объединений предпринимателей городов и муниципальных образований с руководством ВУЗов и образовательных учреждений в Ростовской области удалось диалог «ВУЗы – работодатели» вывести на новый качественный уровень «Отцы и дети». Предприятия стали принимать более активное участие в работе учебных заведений, создании кафедр, подборе кадров, формировании учебных программ, проведении профессиональных конкурсов среди молодежи и студентов. В результате сегодня ВУЗы Ростовской области готовы не только к обучению студентов по базовым стандартам, но и основам предпринимательских знаний, финансовой и налоговой грамотности.
  6. Время требует, чтобы в Ростовской области диалог общества, бизнеса и власти включал в себя еще и инвестиционную составляющую. Объемы сбережений населения области на счетах в банках составляют около 500 млрд рублей. Кредитов в области выдаётся в год на сумму свыше 700 млрд рублей. Ростовская область – инвестиционно-привлекательный регион. Но, привлекая иностранных, иногородних инвесторов, нам надо не просто использовать, а предложить населению наиболее привлекательные проекты по развитию социальной инфраструктуры. Механизмы и процедуры государственно-частного и муниципально-частного партнёрства сегодня не формируют достаточного доверия инвесторов: ни бизнеса, ни населения. Надо начинать с малых проектов социальных благ и услуг, таких как дорога к дому, ремонт многоквартирного дома.
  7. На Дону исторически сложилась экосистема, сохраняющая индивидуальность и обеспечивающая ответственность каждого не только за себя, но и своего боевого товарища, своего хутора, своей страны. В конечном счете, гражданское общество – это экосистема, в которой каждый гражданин с чувством социальной ответственности может сказать: «Государство – это Я!».
Иностранные специалисты, побывавшие в Ростове, называют Юг моделью будущей экономики России: диверсифицированной по отраслям и с мощным предпринимательским духом. Если к этим конкурентным преимуществам добавить эффективный диалог общества, бизнеса и власти, то будущее России – это не «кто-то, где-то и когда-то», а мы с Вами, здесь и сейчас.
Председатель Комиссии

Профессор, д.э.н.

В.В. Высоков

Вы можете оставить предложения и дополнения к проекту решения